16 июня 2012

Slitaz is also ♥

Прочитав оригинальную заметку Кристофа Линкольна, основателя проекта с открытым исходным кодом — дистрибутива SliTaz, мне сильно захотелось, чтобы и вы её прочитали. Здесь я привожу свой перевод этой заметки на русский язык.

Slitaz — это ещё и любовь

Прежде чем продолжить чтение этого текста, откройте ваш разум и сердце. Всё, что я написал, — это мои личные печали и радости. Это просто я, судите меня, если хотите, я не буду защищаться.

SliTaz… Открытый проект, дистрибутив, сообщество. SliTaz для меня — это любовь, страсть, это качественный код и невероятное сообщество, собравшееся вокруг проекта. Я написал первые строки в далёком 2006-м, без каких-либо особых ожиданий и надежд. Но уже тогда я знал, что его время придёт.

Сейчас, в 2012 году, наш сайт переведен на десяток языков, его посещают 50 тысяч человек каждый месяц. У нас очень сильное сообщество, прекрасные обзоры и отзывы пользователей, активный форум поддержки пользователей, онлайн сборщик SliTaz, огромное количество прекрасной документации, множество зеркал и обширная сеть (я не стану здесь перечислять все 20–30 поддоменов slitaz.org)…

Чтобы достигнуть совершенства, мы работаем каждый день, делая дистрибутив лучшим, простым в использовании и более стабильным. Мы становимся лучше, прислушиваясь к нашим пользователям, и предлагаем инновации в мире дистрибутивов Linux. Мы также очень необычный дистрибутив, который старается оставаться минимальным, но притом и полнофункциональным. Для того, чтобы оставаться маленьким и быстрым, нам приходится удалять множество кода. Но иногда мы удаляем слишком много и при этом теряем некоторые возможности. Пожалуйста, примите во внимание, что мы уникальные, и нас невозможно сравнивать с другими дистрибутивами Linux, и нам по-настоящему важен ВАШ отзыв для того, чтобы улучшить проект. Да, вы на самом деле важны. Говоря это, здесь и сейчас я не хочу углубляться в технические подробности. Я хочу поговорить о людях, с которыми я работал (и продолжаю работать) в эти годы, и о человеческой стороне открытого проекта.

Ранее, в 2006, перед тем, как открыть что-либо для общества, мне хотелось получить дистрибутив, способный загружаться и работать с минимальным графическим окружением. Когда у меня это получилось, я создал сайт SliTaz и выложил первые образы ISO, но только на французском языке. Проходили месяцы без каких-либо откликов, и вот, наконец, я получил несколько писем. Вскоре за этим была создана почтовая рассылка. Я вспоминаю первое письмо от Паскаля Беллара, который предлагал несколько патчей, это были первые вклады в разработку. Я был так счастлив, и с тех пор и до сегодняшнего дня мы не перестаём сотрудничать и остаёмся друзьями. Мы встретились на выставке, посвященной открытым исходникам, это был Solutions Linux в Париже. Мы общались эти три дня так много, насколько это было возможно, и ели суши ☺. А ещё в Париже я встретил Erjo, также известного как Эрик Жозеф-Александр, у нас завязалась крепкая дружба, можно даже сказать, что мы — одна семья, у него огромное сердце и он всегда прислушивается ко мне. Спасибо, Erjo! Паскаль и Эрик оба французы, поэтому мне легче с ними общаться. У них обоих невероятно глубокие познания в Linux, они улучшили дистрибутив, и часто я нуждался в их мнении перед тем, как принять какое-либо решение. Я могу рассказать много интересных вещей, и анекдотических историй о Паскале и Эрике, но я остановлюсь на этом. Некоторые чувства просто невозможно выразить словами.

Дорогой Пол, дорогой Клодини, вы конечно же знаете об этом, но позвольте мне рассказать об этом всем в Сети: я люблю вас. Не счесть наших писем друг другу, мы далеко, но так похожи во взглядах на многие вещи. Пол и Клодини — первые переводчики проекта SliTaz. Проще говоря, Пол переводил всё с французского на английский и исправлял все мои ошибки, когда я пытался писать по-английски сам. Клодини переводил всё с английского на португальский, а также написал некоторое количество кода. Мы никогда не встречались в реальной жизни, но мы очень на это надеемся! Они оба в моём сердце и расположении. Они могут просить меня о чём угодно, что в моих силах, и я сделаю это. Мне часто приходится полагаться на мнение Паскаля и Erjo при принятии важных решений. И, пока я ещё здесь, Клодини, пожалуйста, передай от меня крепкий поцелуй своему сыну, я искренне надеюсь, что мой маленький Каям однажды с ним встретится.

За 6 лет мне довелось сотрудничать с замечательными парнями. Жизнь есть жизнь, приоритеты меняются так же, как и свободное время. Не плохо, и не хорошо — это просто жизнь. Всегда есть люди, которых запоминаешь больше, чем других. Кто мог уйти из проекта на несколько месяцев, но потом вернуться назад для того, чтобы по-прежнему работать в проекте. Если подумать, то вспоминаются Рохит, Мэтью, Эндрю, Жульен, Седрик. Я рассказывал о первых разработчиках, но в последние годы я работаю с не менее замечательными парнями. Domcox (Доминик Корбекс), разработчик установщика SliTaz. Очевидно, что установщик является важной частью дистрибутива, и я полностью доверяю Domcox. А теперь позвольте мне сказать большое спасибо Кристоферу Роджерсу и Trixar_za (Брентон Эдгар Скотт), нашим работящим парням. Я не могу закончить называть имена ребят из SliTaz, не сказав слова благодарности Томасу, также известному как Kultex, Алексею Бобылёву и Кристиану Мешу. Томас, ещё раз огромное тебе спасибо от всего сообщества! Каждый день пакеты собираются на нашем сервере Tank — это та машина, которую ты отдал в наш проект. А лично для меня, каждое письмо от тебя — это радость и счастье.

Я не могу писать «SliTaz есть Любовь», не поговорив немного об обманах и разочарованиях. Потому что да, когда вы делаете проект с открытым кодом, такой как SliTaz, вы получаете личную почту, в которой говорят, что вы сумасшедший или говорят, что ваш дистрибутив дерьмо. Вначале это раздражает, затем вы привыкаете к этому и идёте вперёд. Но, всё равно это печально, потому что мы всегда делаем для вас то, что в наших силах, делаем как можно лучше. Если бы у нас было полно времени и денег, чтобы непрерывно работать над SliTaz, то, уж поверьте мне, SliTaz был бы лучше даже, чем коммерческие дистрибутивы… К страсти добавьте денег, чтобы подкормить энтузиастов, и вы увидите результаты ☺ С другой стороны, мы все очень увлечённые люди. Увлечённость хороша, когда пишется качественный код, но иногда увлечённость создаёт конфликты. Тяжело слышать от кого-либо «Мне не нужен твой код, он слишком сложен». И я, и SliTaz утратили нескольких сильных разработчиков в таких вот спорах. Но жизнь есть жизнь, я основал проект, кто-то последовал моей философии, а кто-то хочет всё изменить. Мэйнтейнер дистрибутива должен также знать, когда следует сказать «нет».

Дорогие пользователи SliTaz — это очевидно, что без вас SliTaz не стал бы тем, чем он есть сейчас. Нам по-настоящему важны ваши отзывы и ваша поддержка. Простое «спасибо» летит прямиком в наши сердца. Нам также необходимы ваши отзывы для того, чтобы улучшить дистрибутив и продолжать двигаться в верном направлении. Я продолжаю использовать SliTaz как основную ОС на протяжении всех этих лет. Здесь есть всё, что мне нужно, и весь написанный код облегчает другим работу со SliTaz. Вы, пользователи, способны привнести улучшения в проект и укрепить нашу веру в свободный мир.

Я благодарю всех разработчиков, пользователей и последователей открытых исходников. SliTaz не был бы таким, как он есть, или даже не существовал бы, если бы вас не было.

Кристоф Линкольн
12 июня 2012

1 комментарий:

  1. Вот люди делом занимаются :) И самое забавное, что я никогда не пользовалась SliTaz, но чувства автора заметки поймет каждый, кто бывал чем-то увлечен.

    ОтветитьУдалить