13 июля 2011

Прощай, OpenOffice.org! Здравствуй, LibreOffice!

LibreOffice 3 Logo

Я долгое время был «как то не в курсе» происходящего. Ну, появилась еще одна разновидность OpenOffice, ну и что? Мало ли их было? Вот, например, Lotus от IBM я использовал долгое время. Сам OpenOffice, как говорится, «не фонтан», а поделки на его основе — ничуть не лучше. Почему же я «такой злой»?

Мои мытарства с MS Office

Если кому-то не хочется читать эту печальную лирику, то он может пропустить её, перейдя сразу к следующему подзаголовку. Просто накипело!

Итак, «офис» мне нужен, чтобы иметь возможность дома редактировать документы, которые я веду на работе. Там, на работе, ессно, стоят MSO 2007 и MSO 2010 (корпоративный стандарт, блин). В моих документах используется большое количество формул, т.к. это расчёты.

В старых «офисах» был старый добрый редактор формул MS Equation, конечно же, не лишенный своих недостатков, но позволявший довольно неплохо отображать формулы. С приходом нового MS-«офиса»-2007, я долго плевался на его ленточный дизайн, но, когда освоил, начал изучать возможности. В нём есть свой редактор формул! Я просто влюбился в него ☺

Теперь формулы редактировались наравне с текстом, а не в отдельном «пришлёпке»-редакторе. Формула, помещённая в текст (например, Q₁ = 350 м³/мин), могла переноситься на следующую строку, как и обычный текст. Редактировать такие формулы — тоже было одно удовольствие. Пользоваться панелькой можно опционально. Можно было, например, вышеприведенную формулу ввести так: Q_1=350 м^3/мин, вместо того, чтобы постоянно клацать по панельке с мелкими значками.

Была в этой бочке мёда и ложка дёгтя — русские буквы выводились только в прямом начертании. Так как использовался шрифт Cambria Math, то я посчитал, что он не содержит своего наклонного варианта в области русских букв. В настройках нельзя было изменить этот шрифт на, скажем, привычный Times New Roman, но к счастью, эта ложка дёгтя легко исправлялась. Достаточно было нажать на значок слева-вверху формулы, чтобы полностью ее выделить и выбрать шрифт Times New Roman. При этом все буквы и цифры в формуле принимали свой привычный вид, а всякие хитрые символы, которых не было в этом шрифте, брались из «умолчального» Cambria Math. Красота!

После того, как «корпоративный стандарт» подкинул нам свинью в виде MSO 2010 на одном из компьютеров, этот трюк в MSO 2010 перестал работать. Формулы стали выглядеть неряшливо. Вот, блин, я эстет! Однако, я привык к тому, как формулы выглядят в старом добром MS Equation!

Всё еще можно исправить в MSO 2007 и очень аккуратно править формулы в MSO 2010, но это уже не работа. Это похоже, как будто бы я, закинув одну ногу за шею, держа в руках открытую книгу, пытаюсь другой, свободной ногой править свои злосчастные формулы!

Интересно, что MSO поддерживает формат ODF. Это же открытый формат OpenOffice! Чудеса, да и только! Но, поэкспериментировав, я понял, что чудес не бывает. MSO поддерживает ODF на несколько порядков хуже, чем OOo поддерживает DOC. То нарушалось и без того, простое форматирование текста, то формулы пропадали. Ацкий ацтой! Не совместим этот формат с OpenOffice и точка.

И вот, я снова, плюясь, перелопачиваю недавние документы из DOCX в DOC… Новые формулы становятся просто картинками, их приходится удалять и вставлять формулы старого образца. Зато неплохая совместимость с OOo. К тому же, оказалось, что если проявлять некоторую внимательность и предосторожность (в общем, следить, чтобы из документа что-нибудь не пропало или не модифицировалось неожиданным образом), то можно было провернуть такой трюк. В MSO 2007 сохранить DOCX в ODF, переписать на флешку, открыть в OOo и сохранить его как DOC. Формулы конвертируются! Почему же этого не способен сделать MSO? Очень простой ответ: MS выгодно, чтобы люди переходили на новый офис, чтобы его покупали, чтобы становились заложниками новых стандартов.

Теперь я могу редактировать свои документы в OOo, и почти нормально работать с формулами. Что значит «почти нормально»? При сохранении формул, MSO прописывает в них много ненужной ереси, как например, размеры символов — основной шрифт 12-го размера, большой индекс — 8-го размера. Это всё идёт и так по умолчанию, зато формула становится разбухшей и менее понятной. Вторая сторона медали открывается, когда я открываю отредактированный документ в корпоративном офисе. Ужас! Все скобки и некоторые другие знаки превращены в квадратики! Опять что-то со шрифтами! Впрочем, это ужас только для тех, кто никогда с этим не сталкивался. Над каждой формулой в документе нужно просто провести процедуру восстановления — по ней нужно дважды кликнуть мышкой, чтобы открыть её, и один раз кликнуть вне формулы, чтобы закрыть её. Формула восстановится в нормальном виде. Да, не забудьте о надоедливой рекламе платного редактора формул. Чтобы она не появлялась больше (в текущем сеансе редактирования), не забудьте поставить галочку «не показывать больше».

В общем, жить можно, т.к. такой работы у меня обычно в меру, т.е. не слишком много. Не считая предновогоднего мега-расчёта на будущий год.

Что же это за LibreOffice?

Вкратце, с OpenOffice «всё плохо», он не будет далее развиваться (хотя, кто знает?), и поэтому стоит перейти на LibreOffice. В своё время он отпочковался от OOo и теперь дальше идёт своей дорогой. За это время заметны позитивные изменения и активная работа над проектом. Почитать об этом можно в обзорной статье в журнале «Open Source» № 87, который можно загрузить с официального сайта (анонс и ссылка на скачивание). Статья «LibreOffice 3.4: офис в развитии» (Петр Семилетов).

Как я устанавливал LibreOffice в Linux Mint 10

План действий у меня такой:

  1. Загрузить LibreOffice;
  2. Удалить OpenOffice.org;
  3. Установить LibreOffice.

Загружаем. Переходим на сайт ru.libreoffice.org. Читаем информацию. Жмём на большую зеленоватую кнопку со стрелкой «Скачать LibreOffice». Кстати, если у вас Firefox и стоит расширение NoScript, то разрешите сайту исполнять скрипты. Так будет намного удобнее!

Имеются две версии: 3.4.1 и 3.3.3, я решаю загрузить 3.4.1. Я знаю, что в конце месяца должна будет выйти следующая (после 3.3.3) стабильная версия, но всё равно скачиваю «переходную» 3.4.1.

Разрешенный скрипт определяет, что у нас Linux, а не Windows, но предлагает пакеты RPM. Я выбираю в первом поле «Linux x86 (deb)», т.к. и Linux Mint и Ubuntu со множеством клонов используют пакеты формата DEB. Во втором поле я оставляю «ru - Русский». Рядом ставлю галочку «Get details (md5sum,…)», при этом справа от ссылок на закачивание появляются ссылки «md5sum,…», это очень удобные вещи!

Итак, нам нужно закачать три файла: установщик офиса на английском языке, русский лэнг-пак и русский хэлп-пак. Кстати, в таком же порядке мы их потом и будем устанавливать.

Первый файл. Нажимаем на правую ссылку «md5sum,…». На открывшейся странице будет подробная информация о файле, его размер, сумма и, самое главное — автоматически подобранное ближайшее зеркало:

Found 1 mirror which handle this country (UA):
(Найдено 1 зеркало для этой страны (Украина))

Found 40 mirrors in other countries, but same continent (EU):
(Найдено 40 зеркал в других странах, но на том же континенте (Европа))

Found 13 mirrors in other parts of the world:
(Найдено 13 зеркал в другой части мира)

Естественно, качаем с ближайшего зеркала.

Точно так же поступаем и с оставшимися двумя файлами.

 

Теперь я должен удалить OpenOffice, потому что у меня не так уж много свободного места на жестком диске, чтобы вместить их обоих. Я нажимаю системное меню — Администрирование — Менеджер пакетов Synaptic. Ввожу свой пароль для административной работы. В окне поиска ввожу «openoffice» и просматриваю список пакетов. Те, которые установлены, отмечены квадратиком. В названии пакеты содержат «openoffice.org». Я нажимаю правую кнопку и далее «отметить для полного удаления». Отметив так какой-то пакет, мне сообщили, что при этом будут удалены ещё с десяток других пакетов OpenOffice. Мне проще, меньше нажимать. Теперь нажимаем кнопку «применить изменения» и выбранные пакеты будут удалены.

 

Теперь установка. Я поместил все три загруженных файла в одну папку. У меня это:

  1. LibO_3.4.1_Linux_x86_install-deb_en-US.tar.gz (144,7 МБ)
  2. LibO_3.4.1_Linux_x86_langpack-deb_ru.tar.gz (2,7 МБ)
  3. LibO_3.4.1_Linux_x86_helppack-deb_ru.tar.gz (11,2 МБ)

Теперь, нажимаю на первом файле (не перепутайте) правую кнопку и выбираю «Распаковать сюда». После распаковки заходим в образовавшуюся папку, внутри видим две папки: DEBS и readmes. Если вы понимаете английский, то зайдите в readmes и почитайте. Если нет, то я расскажу, как можно установить LibreOffice.

На папке DEBS нажимаем правую кнопку и выбираем «Open in Terminal», откроется эмулятор Терминала с выбранной этой папкой. Для установки всех пакетов, находящихся в этой папке, даём команду

sudo dpkg -i *.deb

Нас спросят пароль, вводите свой, и установка пошла! После этого нужно установить еще пакеты интеграции с рабочим столом. Для этого нужно перейти в подпапку desktop-integration, которая находится в папке DEBS. Даём команду

cd desktop-integration

Не нужно руками писать все эти буквы! Достаточно ввести «cd d» и нажать кнопку Tab. Терминал дополнит название папки, нажимаем Enter, мы перешли в подпапку. Здесь снова даём первую команду

sudo dpkg -i *.deb

Но ее также не нужно вводить, достаточно нажать на клавиатуре стрелку вверх — команда сохранилась в истории, нажимаем Enter.

Всё, с первым пакетом разделались. Закрываем терминал, удаляем папку. У нас теперь уже установлен LibreOffice, и он присутствует в меню, а также система теперь знает, что документы ODF, DOC и т.д. следует открывать именно в нём. Один минус — LibreOffice разговаривает с нами по-английски. Но мы же не зря качали ещё два файла! Точно так же, распаковываемих по очереди и устанавливаем пакеты, находящиеся в них. Стрелка вверх (по истории) поможет.

Всё, LibreOffice готов к работе.

LibreOffice 3

1 комментарий:

  1. Спасибо!

    А ещё есть portable-версия LibreOffice (опробовала на PuppyRus), но вроде бы не самая новая.

    О кризисе OO не знала, а на Libre перешла просто ради интереса и как-то сразу понравилось - очень приятно узнать, что совершенно случайно я оказалась на верном пути )))

    ОтветитьУдалить